Статьи и публикации

Система контроля

Целью каждой компании, как известно, является получение прибыли. Но помимо улучшения бизнес-процессов, повышения рентабельности, снижения затрат и других мероприятий, направленных на достижение этой цели, необходима также забота о сохранении корпоративных активов. Единственным средством защиты активов компании от потерь и расхищения является надежная система контроля. Поэтому постоянное беспокойство у руководства компании вызывает то, что слабый контроль приведет к ситуациям, которые нанесут финансовый ущерб компании.

Одной из основных функций по осуществлению контроля, является анализ каждого процесса, предполагающего финансовые транзакции, для того чтобы определить, где есть риск потери активов, и установить пункты контроля, предотвращающие их появление.

Чаще всего ситуацией требующей установки пункта контроля, является простая ошибка в обработке документов или принятия решения сотрудниками не уполномоченными на это. Подобные случаи могут произойти вследствие недостаточной квалификации служащих, невнимательности, либо комбинации специфических обстоятельств, которые не были предусмотрены при разработке регламентов проводимых операций. Очень много причин могут привести к ошибкам, влекущим за собой потерю активов компании.

Очень часто вероятность ошибок настолько мала, что бухгалтеры игнорируют ее и не занимаются ведением контроля над ними. Отсюда вытекает еще одна причина отсутствия надлежащих систем контроля, это необходимость затрат на их создание. Для установления контролирующих процедур необходим анализ возможных потерь для компании на всех местах процедурного процесса, и установление контроля на тех участках, где потери от ошибки превысят затраты на контроль.

Установленные системы контроля могут иметь как превентивный характер, нацеленный на выявление возникающих проблем, так и пост контроль, выявляющий ошибки после того, как они возникли. Первый тип контроля является наилучшим, поскольку он предотвращает появление ошибок, в то время как второй приводит к гораздо большим затратам на исправление совершенных недочетов. Поэтому тип внедряемой системы контроля надо оценивать исходя из стоимости как самой системы контроля, так из стоимости последующего исправления ошибок.

Подавляющее большинство транзакционных проблем, от которых защищают системы контроля, являются непреднамеренными ошибками работников. Обычно их легко выявить и исправить, если имеются соответствующие пункты контроля. Однако наиболее опасная возможность потери активов, происходит не в результате ошибок, а из-за сознательного мошенничества. Это могут быть и кража денег, и пользование расчетным счетом, и кража имущества, и невозврат авансовых выплат, и покупки для личного пользования, и «откаты» поставщиков.

В некоторых организациях вопрос с мошенничеством стоит острее, поскольку сама обстановка располагает к таким действиям. Причиной этого может быть нежелание тратиться на контроль, или структура компании является очень сложной, или в компании происходит изменение производственных процессов. Все эти ситуации ведут к неудовлетворительному контролю, что создает благоприятные возможности для кражи активов.

К мошенничеству также относится искажение внутренней отчетности. Хотя внешне никакие активы не украдены, сознательная фальсификация отчетности является мошенничеством. Искажение отчетных документов может привести к искажению результатов деятельности предприятия, принятию неправильных управленческих решений и, вероятнее всего, к финансовым потерям в будущем. Причиной такого мошенничества становится жесткое требование к выполнению плановых показателей при слабой системе контроля.

Налаженная система контроля должна быть на каждом предприятии, стремящемся к увеличению своей доходности. Выбор системы контроля должен вытекать из оценки рисков, которым подвержены как активы компании, так и ее система учета. Оценку системы контроля следует проводить каждый раз, как происходит значительное изменение в схеме работы предприятия. Даже если долгое время не было никаких изменений, то, вероятно, в процесс было внесено много мелких изменений, чье кумулятивное влияние делает необходимым пересмотр системы контроля. Поэтому в крупных компаниях постоянно проводится изучение внутренних процессов, для установки или снятия контрольных пунктов системы контроля.

назад к списку статей

Остались вопросы?
Нужна консультация?
Свяжитесь с нами!